На Всенощном бдении в канун праздника из алтаря был изнесен Животворящий Крест Господен, который был положен на аналой в центре храма для поклонения. После совершения земных поклонов, прихожане благоговейно прикладывались к Животворящему древу и были помазаны освященным елеем.
В день праздника Церковь прославляла силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминала и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.
В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.
Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам.
Также сей праздничный день сочетает вместе с упомянутыми событиями празднование ветхозаветных мучеников и страдальцев, семи братьев Маккавеев, их благочестивой матери Соломонии и их учителя Елиазара. Они силой веры преодолели соблазн вероотступничества, признали себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим идолам и, претерпев мучения, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божием.
Вспоминая сии знаменательные события и покланяясь святыням, многие прихожане, вступая на поприще Успенского поста, соединились в Таинстве Причастия со Христом, пролившим Свою пречистую Кровь за весь род человеческий.
Традиционно в этот праздничный день, называющийся в народе Медовым спасом, после Божественной литургии Отец благочинный освятил мед нового сбора, который, как дар Божий, необходимо вкушать теперь не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божией благодати, милости к нам.
Протоиерей Василий поздравил прихожан с праздником изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, началом Успенского поста, напомнил историю празднеств дня и обратился к верующим со словами назидания. Батюшка отметил, что наше преклонение пред Крестом Господним должно заключаться не в одних только внешних действиях и словах, но должно совершаться и в глубине нашей души, нашего духа. Отец Василий призвал верующих всегда твердо и несомненно следовать заповедям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, примеру жизни Пресвятой Владычицы и дивным примерам памяти святых угодников Божиих, которых ныне прославляются.
Источник: Мглинское благочиние
14.08.2024 13:05